понедельник, 4 января 2021 г.

Мои воспоминания о Медео

 Наверное это и правильно, писать о том, что я видела и где была еще в Советское время. Моя поездка на Медео была в 1972 году.




В сентябре 1971 года я пришла работать на кафедру физиологии челябинского института физкультуры. Институт открылся в 1970 году и физиологию начинали изучать на втором курсе. Только кафедра организовалась и меня как специалиста с университетским образованием взяли туда работать.

Специалисты на кафедре занимались не только преподаванием, мы работали с командами. Мне поручили конькобежный спорт, сборная области. Я была врачом в команде и научным работником.

Для оценки состояния спортсмена мы использовали телеметрическую запись сердечного ритма. Методика была создана для космонавтов, но нам удалось достать аппаратуру. Обработка была ручная, потом цифры заносились на перфокарты и обрабатывались на компьютере. Я и интернет.  

Компьютер тогда был не такого размера, чтобы его с собой возить, но и аппаратура с кардиографом два рюкзака занимали. Так я приехала вернее прилетела в Алма Ату. Тогда она была столицей Казахстана и хотя Медео уже функционировало, но там не было еще гостиницы и мы жили в городе, а на каток нас возили автобусом, не рейсовым, а служебным.



По городу мне ходить было не когда, работы много было. Потом мы приезжали в Алма Ату 2 раза в год. Но все равно я не много посмотрела. Тогда мы уже жили на Медео.

И так начнем с Медео.

Медео (теперь его называют Медеу, но для меня он Медео) — оказывается, он крупнейший в мире высокогорный комплекс для зимних видов спорта с самой большой площадью искусственного ледового поля — 10,5 тыс. м². Высокогорье (урочище Медеу на высоте 1691 метр над уровнем моря) и для заливки льда используется чистейшая горная вода, что способствуют достижению высоких результатов в конькобежном спорте.

Строительство комплекса было осуществлено за два года, и 28 декабря 1972 года состоялось его открытие. Трибуны ледового стадиона вмещают более 10 000 зрителей. Под трибунами размещаются гардероб на 2 500 мест, буфет, гостиница, спортивный и лекционный залы с киноустановкой, поликлиника, финская баня, пункты проката, точки и клепки коньков, помещения для судей, журналистов и т. п.




Со стороны главного подъезда и северных ворот ледовая арена имеет многоярусный пандус и лестницу красного гранита, в виде горных скал. Выполнены над северной стороной арены, со стороны стадиона световое табло площадью 260 квадратных метров, с внешней стороны над входом висит огромный рельеф «Конькобежцы», который создали художники Я.Нимец и В.Константинов.

За всё время здесь было установлено свыше 200 мировых рекордов на всех дистанциях среди мужчин и женщин. Алматинский каток был прозван «фабрикой рекордов».

Теперь он стал памятником градостроительства и архитектуры Республиканского значения.

Стадион назван в честь Медеу Пусырманова (1850 - 1908 годы), владетеля пастбищных угодий в ущелье Малая Алматинка Заилийского Алатау.

По склонам гор вокруг катка преобладает хвойная растительность с примесью широколиственных пород и кустарников. Я там в свободное время походила, лазила на эти склоны, было очень интересно.

Алматинские истории: как появился каток "Медеу"


Первоначально строительство «фабрики спортивных рекордов» началось осенью 1949 года, а первые официальные Всесоюзные соревнования состоялись 4 февраля—5 февраля 1951 года. В период с 1951—1970 годы на месте будущего спорткомплекса функционировал каток с естественным льдом. В 1970 годах принято решение построить высокогорный спортивный комплекс с искусственным льдом.




16 августа 1973 года «Медео» посетил Л. И. Брежнев, который с удовольствием посмотрел показательные выступления советских фигуристов.

Авторская группа — архитекторы и инженеры удостоены в 1975 году Государственной премии СССР.

После его посещения Алма Аты шашлыки с каждого угла исчезли, а до него они были на каждом углу.

Учитывая, что урочище Медеу находилось прямо над городом Алма-Ата, тогдашней столицей Казахстана, правительством было решено построить там селезащитную плотину. Через шесть лет 15 июля 1973 года в результате прорыва моренного озера ледника Туюксу по руслу речки Малая Алматинка в сторону города пошёл мощный грязекаменный поток (сель) объёмом 5,3 млн кубометров. Вовремя построенная плотина приняла на себя удар стихии и спасла город от частичного уничтожения.

На этой плотине я была и поднималась по ступенькам. Тогда это не было местом отдыха. Все было в недоделанном состоянии, но плотина выдержала сель.

Вторая очередь плотины была сдана в 1980 году, ее высота поднялась до 150 метров. Теперь по гребню усиленной дамбы проходит асфальтовая дорога в горы, а над ней плывут кабинки канатки с Медео на Шымбулак.

АЛМАТЫ. Плотина МЕДЕО! Лестница-здоровья! Курорт Чимбулак!


Этого я уже не видела. Уже был построен искусственный каток в Свердловске и мы не ездили в Алма Ату.

А Медео процветал: катанье на коньках, скоростной спуск на лыжах или сноуборде, — на горнолыжном курорте Чимбулак ваши мечты незамедлительно станут явью.

Летом Медео как каток не функционирует, но есть  другие развлечения.

Можно совершить поездку на горном велосипеде. Насладиться пейзажами с высоты птичьего полета,– совершите прогулку на параплане до высокогорного катка “Медео“.

Манит поехать туда еще. Это уже незнакомое место. 

Свято-Вознесенский Кафедральный Собор

 

Сама Алма-Ата расположена в котловине у самого подножья хребта Заилийский Алатау системы Тянь-Шаня, разделяющего бескрайние степи Казахстана и котловину горного озера Иссык-Куль. Город старый сначала это было военное укрепление 1854 — Заили́йское, затем Ве́рное; 1867 — Алмати́нское; 1867—1921 — Ве́рный; с 1921 — на русском языке Алма́-Ата́, а на казахском Алматы.

В городе есть, что посмотреть. Я лично помню только кафедральный Собор, базар и загородный ресторан на Кок Тобе «Аул».

На рынок мы ездили по выходным. Представьте себе 70 годы, Урал и вы попадаете в Среднюю Азию осенью. Рынка такого я не видела до этого.  Арбузы продавали прямо на улице и мы покупали, чтобы не вести в Медео, мыли в фонтане  ели в сквере. На каждом углу стояли шашлычницы и дешевые шашлыки, но вкусные, мы ели на каждом углу, помню 25 копеек шашлык. Для меня это была экзотика. На рынке я впервые попробовала кумыс. Там продавали верблюжий кумыс и теперь я поклонник кумыса и пью его, где увижу.




Зеленый рынок в Алматы. Пробую кумыс


 

А в загородный ресторан попала на свое день рождения с бригадой. Я всех и пригласила. В ресторан можно было добраться по канатной дороге. Опять экзотика. Он, ресторан, распложен на склоне горы и представляет из себя скопище юрт. Мы заказали, что то местное. Нам принесли такие большие порции, что женщины не могли осилить и отдувался наш единственный мужчина. Такие большие порции второй раз в жизни я увидела в США, там они меня уже не удивили.




Потом мы пили зеленый чай с казахскими сладостями и когда вышли, то решили не рисковать на канатной дороге, вдруг под нашей тяжестью канат оборвется и поехали на такси.




Позже там построили еще и парк отдыха. А в 2014 реконструировали канатную дорогу.

В парке есть зоопарк, аттракционы, экзотариум и контактный зоопарк. Есть что посмотреть.

Теперь Алма Ата очень изменилась, она больше не столица и в Алма Ате построили метро.

 

Алматинское метро: история под землей


 

Появилось столько нового и интересного, что я планирую поехать в Алма Ату, но  уже с туристическими целями. Экзотику можно найти и в ближнем зарубежье.

Топ 10 достопримечательностей Алматы где должен побывать каждый


 


P.S. Вам понравилась статья? Хотите поделиться с друзьями? Нажмите кнопку выбранной вами социальной сети и опубликуйте на своей странице ссылку. Спасибо!






Комментариев нет:

Отправить комментарий