суббота, 9 января 2021 г.

Будучи пенсионером

 

Три года назад я написала статью Пенсионеры сегодня где подробно описала, что видела сама в гостях у друзей в Таунхаусе. 




Это такой поселок в черте города. Расположен он в живописнм месте, на берегу озера. Этот таунхаус постороен для людей старше 55 лет. Каждый дом это как дом усадьбы. в доме около 30 квартир, общий холл, библиотека, гостинная. Можешь принимать гостей не в квартире. коридоры с ковровыми дорожками и картинами на стенах. Еще в Таунхаусе есть отдельно стоящий клуб для жителей этого поселка. У каждого ключи. В клубе несколько комнат: небольшая гостинная, комната для переговоров, тренажерный зал, бильярд, комната для увлечений, например живописью, комната для игр, комната для танцев и летний бассейн с джакузи.

Хорошо живут


Немного в этой статье я написала о центре дневного пребывания для взрослых или детсад для пожилых. Так называют его русские в США.

Захотелось написать об этом подробнее, тем более сама была с Наташей у нее на работе в таком детсаду.

Adult Day Care переводится дневная забота о пожилых или как «Центр здоровья, общения и активного образа жизни».


Для русскоговорящих в Бруклине


Сюда можно ходить пару раз в неделю, а можно - на пятидневку. День на одного человека в таких американских дневных центрах заботы о пожилых стоит в среднем 150 долларов, но его посетители ходят бесплатно - заведения финансируются из бюджета или филантропами.

Завтрак, гимнастика, бассейн, урок компьютерной грамотности, обед, прогулка, встреча с поэтессой - такой дневной распорядок этого заведения, которое можно описать не иначе как детский сад для пожилых русскоязычных эмигрантов.

Детсады для стариков в США распространены еще больше. По утрам автобус объезжает дома пенсионеров, а в детсаду их ожидает программа по интересам. Деньги на все это выделяют благотворительные организации, часть средств поступает из бюджета.




До поездки в США, я в Челябинске получила в соцобеспечении путевку в дневной центр. Путевка бесплатная на месяц и даётся раз в год. У нас был примерно такой распорядок дня, но без бассейна и уроков компьютерной грамотности. Да и за нами не присылала бесплатный транспорт и не отвозили домой, как в США.

В США действует почти пять тысяч центров дневной заботы о пожилых, в которых каждый день бывает около 150 тысяч человек. Это компромиссный вариант, позволяющий старикам жить независимо от детей, но не в доме престарелых. Такие дневные заведения нередко создаются в США для людей, объединенных общих диагнозом, но чаще - это просто близкое социальное сообщество.

Компактная русская община пенсионеров в Бостоне - уникальный социальный феномен, сложившийся по невероятному стечению исторических и политических обстоятельств в стране, где слово "социализм" почти ругательное.




Благодаря знаменитой поправке Джексона-Вэника,  эти пенсионеры смогли покинуть СССР, обретя завидный статус беженца-пенсионера, социальное жилье для пожилых, пенсию, пособия, которые им и не снились в СССР.

"Хрущев пообещал этому поколению коммунизм, а американцы дали. Старикам здесь можно только позавидовать", - говорит Александр Борочин из города Ньютон, у которого в "детский сад" ходят теща и отчим.

Прогулки в "детском саду" для русских стариков всегда предлагаются в нескольких вариантах.

"Я обычно на прогулку выбираю шопинг. И пусть дети критикуют меня, что я купила на распродаже очередную вазочку, но мне так хочется. Ведь ничего этого у меня в Советском Союзе не было. А сейчас жизнь хорошая - как сон", - рассказывает Лидия Цылова, всю жизнь проработавшая мастером в цеху Минской государственной типографии.




Лидия одна вырастила двоих дочерей в "хрущевской" полуторке, и лишнего рубля на вазочки и мисочки в семье никогда не было. На ее трюмо в просторной бостонской "двушке" в доме для пенсионеров стоит так и непочатый флакончик духов "Красная Москва" - символ советского гламура, привезенный с родины.

Лидия Цылова - самый типичный представитель поколения советских эмигрантов, которые прибыли в США уже пенсионерами. Их дети вгрызались в незнакомую систему капитализма, не чурались черной дешевой работы, получали новые специальности, конкурировали за рабочие места, продвигались вверх по социальной лестнице, на практике познавая, что такое "мортгедж" (ипотека) и университетский кредит.

По американским меркам, пенсионерка Лидия Цылова - человек малоимущий, поскольку живет только на социальные пособия. Но по ее собственным представлениям она богата как никогда.

В статье  Пенсионеры сегодня   я писала о своей приятельнице, которая получает пособие. Ее социальное пособие в рублях 75тыс.+ продовольственные талоны на 200 долларов каждый месяц.  Пенсии у нее нет.

Она удивляется жизненному укладу окружающих ее "бедных американцев", которые питаются в фаст-фуде, а не дома, покупают на продовольственные талоны "пепси" и чипсы, а не крупу и муку, и чтобы пришить пуговицу идут к портному.




Я тоже увидела это в США среди настоящих американцев. Они не готовят сами, не пришивают пуговицы и если что-то порвалось или оторвалось отдают бесплатно в церковь, где я много практически новых вещей получила даром.

Действительно, это кажется странным для поколения неизбалованных советских стариков, которые своими руками делали абсолютно все - как варили обеды, шили платье, вязали носки, так и переклеивали обои и чинили автомобили.

Никакой собственностью жители бостонской "утопии" не владеют, в соответствии с учением марксизма, да и не стремятся. Их устраивает социальное жилье - многоэтажный дом для пенсионеров - без излишеств.

Пожилые обитатели "русской общины", как правило, мало интегрировались в реалии США, они держатся в сообществе себе подобных, привязаны к российским телеканалам, предпочитают русские магазины, в курсе последних новостей про Аллу Пугачеву и Диму Билана, и повально увлечены одним и тем же русским шоу. Ментально они живут в постсоветском пространстве.

"Детсад для стариков - великое дело. Здесь есть все - и шутки, и танцы. Можно даже и бойфренда найти", - уверяет Серафима Левицая, 81 год.




Поначалу она не хотели идти в "детсад" - по старой памяти, по опыту своего довоенного детства, когда мать загоняла ее в садик крапивой. Потом потянулась вслед за другими в коллектив соотечественников.

Серафима ощущает себя очень нужным человеком. Она волонтер - вяжет в дар одеяльца для "грудничков" из малоимущих семей. Недавно узнала "свое" в коляске с чернокожим малышом и очень обрадовалась - значит, не зря старается.

Сама женщина родом с Брянщины, но в США уезжала из Прибалтики, где прожила долгие годы, - наступили времена, когда русские стали чужаками. В Америке английское слово "бизнес" долго произносила как "бусинес" - звучало уж очень по-литовски.

Недавно ее сын впервые съездил на историческую родину в Унечу, которую всегда так романтично описывала Серафима, и вернулся разочарованным. Он не нашел там ничего из рассказов матери, покинувшей Брянщину более полувека назад.

"Говорит, нет ничего старинного и деревянных мостовых, кругом одни пятиэтажки, - пожимает плечами женщина.




В "детсаду" она вдруг словно открыла в себе что-то новое, почувствовала призвание к поэзии и даже получила определенную известность в узком кругу единомышленников.

"Наш "детсад" поет песню на мои слова, а музыка - на "Сиреневый туман". А мои самые последние стихи - про родную Унечу. О том, что бежит речушка, и зовет меня, и приведет меня в отчий дом", - признается начинающая поэтесса.

Идиллический островок равенства и благополучия в самой капиталистической стране - короткий социальный эксперимент, участниками которого, по иронии судьбы, стали советские строители коммунизма.

Есть еще один момент, который я не освятила. Люди у которых проблемы с ногами или просто они старше 60 лет в США по медицинской страховке бесплатно получают вокер или по русски ходунки-ролятор. Лучшая опора 




Я приехала из США с таким вокером и теперь ко мне часто обращаются в основном взрослые дети, где я купила это. К сожалению в России не дают бесплатно по страховке, а надо покупать и стоят они не дешево. Но если в США нет проблем в пользовании вокером, то Россия дело иное. 




Тут нет выезда из подъезда, часто мне приходится сползать по лестнице и подниматься переставляя вокер. Нет съезда и въезда на тротуар, в магазин. Люди, благодарение Богу помогают. У нас нет самодвижущихся колясок для инвалидов в виде кресел, мотороллеров.




Все бы это хочется видеть в России, так как я это видела в США. Такси для инвалидов колясочников я там тоже видела.

 


P.S. Вам понравилась статья? Хотите поделиться с друзьями? Нажмите кнопку выбранной вами социальной сети и опубликуйте на своей странице ссылку. Спасибо!






Комментариев нет:

Отправить комментарий